Интервью

Перед французами предстанет закрытая страница российской истории

STR 144
10:00 27/02/2010

Заместитель директора по выставочной работе Государственного Исторического музея Тамара Григорьевна Игумнова дала интервью корреспонденту РИА Новости  в преддверии открытия  выставки «Святая Русь» в Лувре.

Расскажите, пожалуйста, о содержании выставки? Что нового узнает французская публика о России, посетив выставку?

Выставка по своему составу и количеству участников (музеев, архивов, библиотек) - беспрецедентная. Впервые перед французской публикой предстанет закрытая до этого страница российской истории. Развитие древнерусского искусства с сохранением византийских корней и традиций с привнесением русской самобытности, национальных черт. Эти черты сохранялись в течение почти тысячелетия до начала 18 века, до того как Петр Великий прорубил окно в Европу, и до вхождения России в западноевропейский контекст. В первой четверти 18 века были официально установлены дипломатические связи между Россией и Францией, когда состоялись два великих посольства Петра I в Европу. В 18 веке процесс узнавания друг друга, взаимовлияния культур России и Франции достиг своего апогея. Во Франции всегда был интерес к Руси, к загадочной русской душе.   

Почему, на ваш взгляд, выставка «Святая Русь» стала ключевым событием Года России во Франции? 

Франция и Россия вместе создавали множество выставочных проектов и отдельно выставляли коллекции своих лучших музеев. Однако период, начиная с принятия христианства на Руси в X веке и до начала петровских преобразований, всегда был мало известен. Выставка «Святая Русь», которая пройдет в Лувре, впервые объединила экспонаты 25 крупнейших национальных музеев России: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея Московского Кремля, Исторического музея, Государственного архива древних актов, а также региональных музеев, чьи памятники вывозятся за рубеж впервые. Это Сергиево-Посадский музей, музей Новый Иерусалим, музей Ростовский кремль, Псковский и Ярославский музеи.

В начале 20 века, в 1911 году, на территории Лувра, в правом крыле которого находится Музей декоративно-прикладного искусства, была представлена коллекция русского народного творчества княгини Тенишевой. Это было первое знакомство французской публики с русскими древностями: иконами, предметами церковного обихода, драгоценным шитьем. Так что интерес вызревал давно. И вот теперь более 400 памятников древнерусского искусства будут представлены на выставке «Святая Русь» в начале века 21. Среди них иконы 14-17 веков в том числе кисти Феофана, Андрея Рублева. Для нас это некая азбука, а для западных ценителей - открытие. 

Как вам работалось с Лувром? Какое отношение вы почувствовали к выставке «Святая Русь»?

Это не первый опыт сотрудничества с Лувром. Должна сделать комплимент французским коллегам - они очень внимательны. Мы с ними можем обсуждать любые проблемы и всегда находим решения, которые устраивают обе стороны. Понимаем друг друга с полуслова. Они очень вдумчиво изучили период российской истории, к которому относятся экспонаты «Святой Руси». При этом французские специалисты могли выбирать памятники для выставки и обращали внимание на памятники самого высокого ряда. Многие наши музеи, в том числе Исторический, пошли на то, чтобы изъять некоторые памятники из постоянной экспозиции. Мы тоже делали выставки с включением экспонатов из французских музеев, нам ни разу не отказали. Например, нам предоставили личные вещи Наполеона Бонапарта для выставки «Наполеон и Александр. Великие императоры Европы».

Директор Лувра Анри Лойрет большой любитель и знаток русской истории и культуры. Инициатива проведения выставки именно на эту тему исходила от наших французских коллег, представителей музея Лувр. К примеру, эпоха наполеоновских войн уже освещалась достаточно широко, были выставки и мероприятия. Однако возник вопрос, какой Россия была задолго до этого времени, до того как восприняла западноевропейские стили в искусстве. Для нас было честью организовать в Париже первоклассную выставку, экспонаты которой поистине уникальны.  

Какие наиболее интересные экспонаты увидят посетители Лувра? Расскажите об их происхождении?

Я бы выделила экспонаты, которые просто боялись вывозить за пределы России: золотой оклад от Троицы Андрея Рублева, золотые врата города Суздаля, надгробный иконостас царевны Софьи из Новодевичьего монастыря, жалованная грамота великого князя Ивана III 1497 года, грамота Вселенского собора на утверждение патриаршества на Руси 1590 года, икона святые великомученики Борис и Глеб 14 века, уникальные рукописи, например, том Лицевого летописного свода времен Ивана Грозного, которых сохранилось всего 10, в нем имеются 16 тысяч миниатюр, создававшихся художниками в течение 10 лет. 

Все хранители буквально трепетали, беспокоились, будут ли соблюдены все условия обеспечения безопасности и сохранности памятников в период транспортировки и экспонирования в помещениях Лувра, правильно ли они застрахованы. Наверное, только развитие дружественных и доверительных отношений не только между государствами, но и между коллегами-музейщиками позволило принять такое ответственное решение.

Я как координатор проекта ездила в Париж, в Лувр, и прошла по всему пути, где будет разгрузка, где хранятся ящики, осмотрела сейфовые комнаты, как происходит процесс распаковки, установка и т.д. Я убедилась в том, что все условия соответствуют нашим требованиям, всем техническим стандартам и стандартам безопасности. Возврат экспонатов гарантируется на государственном уровне.

Планируете ли вы продолжать сотрудничество с ведущими французскими музеями, знакомить французов с историей и культурой России?

Год России во Франции - это как бы большой государственный аванс. Идет информационная, экономическая поддержка. Уверена, проведение выставки в рамках Года только увеличит интерес французов к российской культуре и станет шагом к укреплению дальнейшего сотрудничества в области музейного дела между Россией и Францией. Уже осенью состоится ответная выставка, посвященная Наполеону, в Москве. К нам привезут экспонаты из Версаля, Фонтенбло, музея Карнавале, Музея Армии, Лувра. Хотя сначала я попросила у французских коллег только одно полотно - «Коронация Наполеона» работы Давида. Мне ответили, что это очень большое полотно, которое занимает всю стену, поэтому непонятно, как его везти, есть высокий риск повреждения и т.д.; французы не вполне понимали, зачем же нам только одна картина. Зато взамен мы получим множество ценнейших памятников наполеоновской эпохи, целую экспозицию.

Добавить в блог

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог
Год России во Франции и год Франции в РоссииSTR 144

Перед французами предстанет закрытая страница российской истории

10:00 27/02/2010
Заместитель директора по выставочной работе Государственного Исторического музея Тамара Григорьевна Игумнова дала интервью корреспонденту РИА Новости в преддверии открытия выставки «Святая Русь» в Лувре.
Другие новости »

Отправить другу

архив

Календарь

Декабрь 2012
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
    Все мероприятия »Год России–Франции 2010 в Живом Журнале...

    популярные темы на главной

    Подписка на информационные письма Года Франции в России