- пн
- вт
- ср
- чт
- пт
- сб
- вс
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
Московская «Фотобиеннале-2010», организованная Московским Домом фотографии, в самом разгаре: основные площадки работают с прошлой недели, но новые выставки продолжат открываться вплоть до апреля. 24 марта начнет работу выставка «Москва—Париж». У России и Франции в этом году вообще особые отношения, и один из трех крупных проектов Фотобиеннале так и называется — «Vive la France!». В его рамках в Манеже уже работают три крупные экспозиции, где представлены работы «классиков» легендарного агентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона, Эллиотта Эрвитта и Мартины Франк. О творчестве Анри Картье-Брессона, о том, что происходит в «Мангуме» сегодня и чем фотолюбитель отличается от профессионала агентству РИА Новости рассказал представитель «Магнума» Жульен Шапсаль. Беседовала Тамара Бараненкова.
Расскажите об экспозиции Анри Картье-Брессона, которую агентство «Магнум» привезло в Москву. Какие работы в нее вошли и кто занимался их отбором?
Экспозиция, которую агентство «Магнум» привезло для нынешней «Фотобиеннале», была создана тридцать лет назад издателем Робером Дельпиром. Это ретроспектива лучших работ мастера, состоящая из 130 с лишним фотографий. Робер Дельпир известен тем, что одним из первых начал публиковать сборники работ известных фотографов. Снимки, отобранные им в свое время для этой книги «Фотограф», и представлены московской публике.
Вообще, Анри Картье-Брессон — фотограф востребованный и сегодня, около 400 его работ колесят по различным странам и музеям: есть экспозиции небольшие, состоящие из 50–60 работ, есть побольше. Выставка, привезенная в Москву, — одна из таких экспозиций ее видели уже во многих странах мира.
Почему интерес к творчеству Анри Картье-Брессона не угасает? Сегодня во многих странах, в том числе в России, его творчество становится все популярнее…
Ответ очевиден: Анри Картье-Брессон принадлежит к тем фотографам, чьи работы сродни живописи. Он не столько фотограф, сколько художник, автор, творец. В его фотографиях есть вечность. Как существуют великие художники, чьи полотна не могут устареть и стать неинтересными, так существуют фотографии Картье-Брессона. На них нельзя проставить дату — они будут актуальны всегда, в любое время.
Агентство «Магнум», которое было создано Анри Картье-Брессоном, Робертом Капа и их единомышленниками, существует уже более 60 лет. Как изменилась работа фотографов в агентстве за это время?
Сегодня в агентстве работают как те фотографы, которых условно можно назвать «наследниками» Картье-Брессона, так и те, кто ушли от той фотографии, каковой она была в первые десятилетия «Магнума», достаточно далеко.
Свои коррективы в работу фотографов внес экономический кризис. Если раньше шесть или семь фотографов агентства снимали для прессы и зарабатывали только этим, то сегодня они вынуждены искать новые пути и способы заработка. Теперь они работают, например, и на крупные предприятия, которые способны спонсировать совместные проекты. В работе фотографов и агентства стало больше рекламы.
Когда создавалось агентство «Магнум», главными в работе его фотографов были несколько принципов: не делать постановочных снимков, не ретушировать, не кадрировать. Многие фотографы «Магнума» и сегодня предпочитают работать в полном соответствии с принципами, провозглашенными Картье-Брессоном — делают черно-белые снимки, не кадрируют и не ретушируют их. Другие, напротив, пользуются компьютерами и редакторами, работают в цвете. Но при этом работы любого из них — разновидности одного и того же жанра документальной фотографии, фоторепортажа. У этих фотографов одна философия, но разные подходы к работе.
А что, на ваш взгляд, отличает фотографа-профессионала от любителя? Наверное, сегодня вопрос о конкурентоспособности первых стоит острее, чем раньше — техника развивается быстро, стоит все дешевле и делать снимки вполне приличного качества сегодня может практически любой…
Действительно, сегодня очень много фотографов, много фотографий, сделанных профессионалами и нет… Тем более что появилось разделение, которого не было раньше: кто-то из фотографов специализируется на Африке, кто-то — на Азии. Я думаю, что главное, что отличает настоящего художника от любителя — его видение, способность дать что-то большее, чем просто снимок. Настоящая фотография интересна как произведение искусства, как проявление видения фотографа, и это ее главное отличие от работы любителя, в руках которого оказалась камера. Если умеешь видеть, твои фотографии останутся в вечности.
Что касается конкуренции, то она, несомненно, есть, но «Магнум» ее не очень боится. То, что отличает работу агентства и его фотографов, — это качество фотографии. «Магнум» — это совершенство, это престиж, это бренд. Именно на это и делает ставку агентство, когда сотрудничает с кем-то.
Наряду с фотографами, которые работают в агентстве не первый год, в «Магнуме» есть и новые имена, свежая кровь. Например, Джонас Бендиксен, Алек Сот, Антуан д’Агата, Алессандра Сангинетти, Джим Гольберг. Я отметил именно этих фотографов, потому что каждый из них представляет собственный, отличный от других подход к фотографии. Почти всем им около 30–40 лет, но по сравнению с другими фотографами агентства они молоды.
Что касается Джима Гольдберга, то он несколько старше, ему уже 50 лет, но в то же время то, что он делает, отличается от «классического» «Магнума». Ведь когда говорят о «Магнуме», прежде всего представляют Анри Картье-Брессона или Роберта Капа. Здесь же совершенно иное видение.
Помимо работ Анри Картье-Брессона, для «Фотобиеннале-2010» «Магнум» привез еще двух классиков фотографии — Мартину Франк и Эллиотта Эрвитта. А собираетесь ли вы привозить в Россию в ближайшее время кого-то еще?
Представить на «Фотобиеннале» Мартину Франк и Эллиотта Эрвитта было выбором Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии и арт-директора «Фотобиеннале». Именно она каждый раз занимается выбором авторов и фотографий. Так, два года назад, для Фотобиеннале-2008 Ольга сделала выбор в пользу Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати, Алекса Уэбба — фотографов, работающих в цвете.
Что касается планов на будущее, то они, естественно, существуют: как раз вчера мы обсуждали с Ольгой идею сделать выставку работ фотографов, которые снимали в России, и объединить в ней как фотографии классиков, так и молодого поколения.